Экономический кризис как форма психологического терроризма на рынке недвижимости
Всю свою историю люди с чем-то боролись: болезнями, друг с другом, с природой. В природе человека учиться на опыте. В итоге мы выработали иммунитеты и способы борьбы. Как бы это печально не звучало, но мы уже умеем воевать, приручать хищников, покорять природу и лечить большинство болезней. Но ищем новые приключения, помимо тех, которые появляются сами, которые нам бы позволяли нескучно жить.
Одни создают бактериологическое оружие, другие – бомбы, но человечество давно знает в теории и на практике, что это такое. Т.е., мы как бы готовы к тому, что такие средства имеют место быть и действовать. Правительства разрабатывают стратегии на случай « если вдруг». Другие правительства разрабатывают ответные стратегии на случай, «если вдруг» первые применят свои. И т.д.
Но лучшим способом дезорганизации людей является фактор, которого они не ожидают. И обязательное условие, когда мы не знаем способов противодействия.
Экономический кризис превратился в социально-психологическое явление. Социальными явлениями сложнее всего управлять, так как вступает в действие практически неуправляемая психология толпы.
Паника – самый страшный психологический фактор из всех кризисных проявлений. Поскольку заставляет видеть все не в том свете, что есть, а в свете субъективном. Именно это и произошло с большинством из нас. Кто-то поддается панике, а кто-то использует это в своих целях.
Согласитесь, куда уж проще посеять панику, оказывающую деморализующее воздействие на поколение, помнящее время дефицита, 1998 год и прочие прелести постсоветского пространства.
Не спорю, что экономическая сторона кризиса затронула многих граждан. Но это не значит, что панике должны подаваться все остальные и во всех вопросах своей жизни. Всеобщая истерия всегда становится одним из последствий.
Есть известный закон Форрестера или «эффект хлыста»: небольшое возмущение в одной части системы может привести к очень большому – в другой. Или даже к краху. На этом и основывается суть психологического терроризма. Закинув сомнения или страхи в небольшую кучку людей, нужную кучку, с нужными поведенческими характеристиками и прогнозируемой реакцией, можно добиться «потрясающих» результатов, т.е. результатов, которые «потрясут» в буквальном смысле весь регион, страну или мир. Часто подобные технологии используются в предвыборных процессах.
Психологический терроризм, несмотря на его страшное название– явление массовое. Мы, сами об этом не задумываясь, применяем его постоянно в своих мини-социумах – семьях, коллективах, компаниях. Мы воздействуем друг на друга психологически, вызывая необходимые, ожидаемые соответствующие реакции и «дергая за ниточки». То есть учить-то нас не нужно, и часто мы не щадим друг друга. Правда, называем это чуть мягче. Но при этом мы весьма охотно « ведемся» на подобные массовые и политические воздействия.
Посеянная среди нас в конце 2008 года паника в итоге привела к цепной реакции, населения (боимся и ждем невесть чего), его покупательной способности (даже если есть деньги, тратить их не будем), реакции ритейлеров, закрывающих магазины, работодателей, сокращающих зарплаты и увольняющих и т.д., как в призказке «в доме, который построил Джек».
В определенный момент наступает стадия, когда, уже независимо от стадии экономического состояния, этот, по сути, психологический процесс, становится необратимым, и, как снежный ком вызывает цепную и нарастающую реакцию – тот самый эффект хлыста.
«Обрадую» вас тем, что у нас стадия эта наступила уже давно и необратима. Но как только каждый из нас осознает это, это будет шагом к выздоровлению.
Страх и паника дестабилизируют нас и заставляют действовать так, как мы бы никогда не действовали в другой ситуации. Основной фактор, который теряется – это умение трезво анализировать положение вещей.
Статистические исследования говорят о том, что среди среднего класса доходы уменьшились в среднем на 10-20%. Так ли это много. Причем накопления граждан по оценкам специалистов значительны. Но мы боимся, боиМСЯ, БОИМСЯ.
Точно такая же психологическая реакция происходит и на рынке недвижимости. Хотя влияние уровня доходов здесь гораздо значительнее. Единственный положительный фактор кризисной ситуации – то, что цены на недвижимость значительно снизились и продолжают снижаться.
Но у каждой ситуации есть две стороны: положительная и отрицательная, и две тенденции: краткосрочная и долгосрочная. Приятное глазу краткосрочное снижение может обернуться далее возвращением 2006 года. Конечно, это не произойдет прямо завтра, сначала падение цен остановится и начнется ценовая коррекция. Но, насколько интенсивнее сейчас паника и застой, настолько интенсивным может стать обратный откат рынка.
Так как помимо фактора цены, накапливается и потенциальный спрос, при выбросе которого может произойти и скачок цен. Поскольку рынок недвижимости инертен, влияние «эффекта хлыста» может происходить здесь непредсказуемым размахом и в сторону стагнации и падения цен и в сторону роста цен и бума.
Даже если предположить, что все вышеуказанное может произойти не ранее, чем через 2 -3 года, задуматься об этом стоит сейчас. В настоящий момент кажется, что все остановилось в развитии, замедлилось и пошло как бы вспять, назад.
Но время - не группа точек, прямая или ломаная линия. Время – это многомерное пространство, которое, возвращая назад и останавливаявое течение на какой-то период, в следующий момент перемещает в будущее и в новые надежды. Мы сейчас не стагнируем, не стоим на месте, не деградируем. Мы готовимся к новому и сильному движению вперед.
Все вокруг, и природа, и процессы, и мы, медленно накапливает силы, готовясь к началу нового движения. Как только большинство из нас осознает это, эффект хлыста, действуя уже в обратном направлении, рано или поздно приведет нас на новый виток истории и нашего внутреннего пространства саморазвития.
Автор: Андреева Елена
Источник: Сеть Агентств Недвижимости «ЭКСПЕРТ»