Мы оказываем профессиональные услуги 21 лет 3 месяца и 5 дней

на 22 ноября 2024 года 17:05 у нас 567 помещений, 4782 заявок

Обращение президента НП «БЕСТ-Недвижимость» к клиентам, коллегам и сотрудникам

22 марта 2010 г.

Уважаемые коллеги, партнеры и клиенты!

Считаю своим долгом поделиться с Вами известной мне информацией и своими соображениями по поводу передачи «Специальный репортер», вышедшей в эфир 21 марта на телеканале «Россия». Меня официально пригласили в студию этой программы как эксперта в сфере жилой недвижимости. В последнее время в связи с общественной работой в Российской гильдии риэлторов меня достаточно часто приглашают к участию в различных передачах. Поэтому не особенно удивился такому приглашению. Насторожило только то, что меня предупредили (есть же порядочные люди на телевидении), что тема передачи — журналистская провокация, поэтому не очень хотелось бы меня подставлять, да работа такая.

Я решил, что прятаться — тактика трусливая. Надо идти, и если придется — держать удар.

Увиденное и услышанное в студии произвело на меня столь сильное впечатление, что я решил «взяться за перо» и изложить свои мысли и взгляды на правовую и морально-этическую сторону риэлторской деятельности, на состояние нашего общества, в котором эта деятельность осуществляется, и на роль средств массовой информации, которые в значительной степени и формируют мораль нашего общества. Я не философ, не политик и не писатель. Возможно, мои мысли покажутся вам однобокими и не совсем объективными, но я считаю крайне важным открыть дискуссию в обществе по вопросам этики и морали не в теоретическом, а в сугубо прикладном плане, поэтому приглашаю всех желающих к обмену мнениями.

Сначала — несколько слов о сюжете передачи. В студию ведущая Мария Ситтель, пригласила депутата Государственной Думы Галину Петровну Хованскую, телеведущего Тиграна Кеосаяна и меня, Григория Полторака — президент-электа Российской гильдии риэлторов, президента некоммерческого партнерства «БЕСТ-Недвижимость». Тема, которую нам предстояло обсудить, была озвучена как «криминал на рынке недвижимости».

Сначала нам и зрителям продемонстрировали небольшой сюжет о бомжах, живущих под теплотрассой где-то в Нижегородской области. Показали стариков и подростка-наркомана, которых мошенники от недвижимости выселили в вымирающий поселок, где не осталось уже местного населения, а живут в трущобных условиях те, кто был обманут охотниками за чужими квадратными метрами. Показали милиционеров, которые регулярно обходят их скудные прибежища, смотря за тем, не помер ли кто из их подопечных.

Затем показали интервью со мной, записанное неделей раньше. Автор этого документального фильма вёл разговор о том, как риэлторы оценивают криминализацию рынка недвижимости, какие схемы используют мошенники, что нужно сделать, чтобы исключить или хотя бы уменьшить число преступлений в жилищной сфере. Далее сюжетная линия сделала крутой поворот. И тут стала ясна задумка автора, та самая интрига и «подстава», о которой мне намекали.

Замелькали документы с заголовками «БЕСТ-Недвижимость» (киношники — мастера на спецэффекты), и пошла съемка скрытой камерой в офисе. Журналист под видом клиента предложил сотруднику компании оформить сделку с квартирой, принадлежащей пьющему дальнему родственнику, переселить его куда-нибудь «за Можай», а квартиру продать. Интересовался, может ли сотрудник помочь осуществить такую сделку, и сколько это будет стоить. Получив утвердительный ответ и проговорив детали, корреспондент удалился. В кадре зазвучал голос автора — вот они, виновники наших бед и несчастий, ненасытные, алчные риэлторы, которые в погоне за золотым тельцом не гнушаются ничем. Досталось в этом коротком сюжете, правда, не только риэлторам, но и юристу, который помогал мошенникам выселять по суду бывших жильцов из отобранных у них квартир. Наступил финал. Пришла моя очередь отвечать на вопросы и комментировать увиденное на экране.

Ведущая задала мне вопрос: «Григорий Витальевич, как вы оцениваете действия Ваших сотрудников с правовой точки зрения?»

Надо признать, что увиденный мною сюжет, в котором задействованы (а я не предполагаю здесь монтажа и подделки) сотрудники компании, вызвал у меня бурю разнообразных чувств. Здесь было и возмущение поведением сотрудника компании, который своими словами дал основание автору бросить тень не только на всю компанию, но и обвинить в пособничестве мошенникам всё профессиональное сообщество, и обида за то, что, согласившись на интервью, я сам дал возможность автору сюжета создать этот «шедевр» мирового кино. Мелькнула и мысль: «подставили (заказали) конкуренты».

Однако вопрос задан, надо отвечать. Я совладал с эмоциями. Ведь в начинающемся разговоре моими собеседниками являются люди, желающие разобраться в серьёзной проблеме, имеющей большую социальную значимость.

Не берусь воспроизвести дословно, но ответ мой был примерно таков: «С правовой точки зрения здесь, на мой взгляд, нет никаких нарушений. К сотруднику компании обратился клиент, который интересовался возможностью осуществления определённых действий, действительность и юридическую значимость которых в соответствии с законодательством РФ удостоверяют и подтверждают уполномоченные на то лица и государственные органы — нотариусы, регистраторы Федеральной регистрационной службы, сотрудники паспортно-визовой службы, наконец. А вот если говорить не о правовой, а о морально-этической оценке увиденного, то с точки зрения Кодекса этики РГР подобные действия являются аморальными и недостойными, порочащими компанию и наносящими серьёзный ущерб престижу профессии. По данному сюжету обязательно будет проведено служебное расследование, для чего мы запросим у автора исходный видеоматериал, и если окажется, что это не нарезка, не умелый монтаж, то такой сотрудник будет уволен «с треском».

Здесь в мелодию оркестра вступили литавры Тиграна Кеосаяна: «Так Ваша компания оказывает услуги бандитам?!». Только сейчас я понял, зачем его пригласили на передачу. Я совсем упустил из виду, что я на телевидении, что здесь шоу, а не серьёзный разговор о проблемах нашего общества. Кеосаян разразился тирадой о том, что к риэлторам обращаться нельзя, что нет среди них людей порядочных и честных, его активно поддержал с экрана автор сюжета по имени Александр.

Галина Хованская, сидящая посередине между мной и Тиграном, проявила очень взвешенную «центристскую» позицию: нечистоплотных сотрудников надо гнать взашей, а очернять всех огульно несправедливо. Упомянула Галина Петровна и о том, что жертвами мошенников становятся чаще всего граждане «группы риска» — одинокие пожилые люди, неблагополучные семьи, алкоголики и наркоманы. И основной причиной интереса мошенников к ним является принадлежащая на праве собственности приватизированная квартира.

Ведущая всё же, вернула обсуждение в русло, задав вопрос: «А какими мерами можно защититься от мошенников? Где гарантия, что вернувшись из отпуска, я не обнаружу в своей квартире новых хозяев?»

Вопрос был задан нам троим, почетное право первого ответа досталось опять-таки мне. Упомянув такие важные меры как необходимость страхования сделок с недвижимостью от риска потери права собственности, обеспечение публичности деятельности и персональной ответственности риэлторов — физических лиц, целесообразность регулирования допуска к профессии, я высказал «крамольную» мысль о том, что всё это — устранение последствий, а не причин криминализации рынка недвижимости. Мошенники, воры, преступники, просто морально нечистоплотные люди, к сожалению, встречаются еще в природе. Почему же в сфере недвижимости наблюдается их повышенная концентрация? Потому, что, осуществив почти поголовную приватизацию, мы дали нашим согражданам огромную ценность, и далеко не все оказались готовы к владению этим богатством. Это не значит, что они плохие или хорошие. Представьте себе, что одинокому пожилому человеку, не говоря уже о пьющем или наркомане, подарили слиток золота весом в 10, а то и 20 килограммов. Причем не тайно, а с объявлением на всю округу. Удивит ли Вас появление вокруг такого человека целой стаи тёмных личностей, озабоченных лишь одной задачей — помочь избавиться от такой обузы, по крайней мере, отпилить от этого слитка большую часть. Думаю, что пропагандируя приватизацию, мы, то есть общество, государство, очень поторопились, не подумав о негативных последствиях, в том числе о необходимости содержать эту вновь приобретенную собственность, платить в полной мере за её эксплуатацию, нести ответственность за сохранность и капитальный ремонт.

Галина Петровна Хованская отметила, что благодаря предложенной ею процедуре деприватизации, то есть процедуре возврата «дара» государству, эту ошибку можно частично исправить. Да, это так, но насильно деприватизацию не осуществить. Что сделано, то сделано. Россия сегодня является, наверное, чемпионом по самой высокой доле населения, живущего в собственном жилье (не будем говорить сейчас о качестве этого жилья). Как же оградить социально незащищенных сограждан от мошенников?

Есть меры превентивные, есть и радикальные.
К числу первых относятся:

* Регулирование допуска к профессиональной деятельности на рынке недвижимости (хорошие примеры такого регулирования есть в Европе и в США)
* Повышение персональной ответственности за нарушения и преступления, в том числе за соучастие или пособничество, не только риэлторов, но и особенно работников учреждений и организаций, формирующих документы и справки, необходимые для совершения и регистрации сделок с недвижимым имуществом. Речь идет о нотариусах, регистраторах, судьях, сотрудниках правоохранительных органов, эксплуатирующих организаций, паспортных столов, органов опеки и попечительства
* Изменение регламентов доступа к информации об объекте недвижимости из официальных источников: история перехода прав должна быть общедоступной и открытой для изучения
* Внедрение и пропаганда добровольного страхования риска потери права собственности при совершении сделок с недвижимым имуществом.

К числу радикальных мер я бы отнёс следующие:

* Введение обязательного государственного страхования риска потери права собственности. Это, с одной стороны, должно способствовать большему вниманию к сделкам с недвижимостью со стороны органов исполнительной власти, с другой стороны, должно стимулировать активность правоохранительных органов по пресечению преступлений в жилищной сфере
* Введение процедуры ограничения по решению суда права распоряжения недвижимостью, принадлежащей лицам, отнесенным к группе риска. Ведь проще предупредить преступление, нежели потом искать и наказывать виновных. Такая мера требует очень осторожного и взвешенного подхода и могла бы применяться по заявлению собственника или по иску прокуратуры, служб социальной защиты.

Не буду далее пересказывать дальнейший ход дискуссии, конструктивная линия была утеряна, Кеосаян запел песню о том, что мне, прежде чем что-либо говорить, надо бы навести порядок у себя в компании. Выходя из студии, я задал Тиграну Кеосаяну вопрос: «Зачем же так резко и несправедливо очернять всех риэлторов?» То, что я услышал в ответ, высветило всю сущность этой и подобных телепередач. Тигран, улыбнувшись, бросил: «Да ладно, ничего личного, главное — чтобы весело было!»

Одной фразой популярный телеведущий выразил главную цель автора: не поиски решений, а высокий рейтинг передачи. Сюжет должен быть с «клубничкой», чем «желтее», тем лучше, а полуправда — самая качественная ложь.

И еще — предлагаю Вашему вниманию текст письма, которое было отправлено мной в адрес руководства телеканала Россия после данной съемки. К сожалению, ответа на него не последовало:

От лица всего риэлторского сообщества хочу выразить свое крайнее возмущение в связи со съемками программы «Специальный корреспондент», посвященной якобы проблеме бездомных людей, потерявших жилье в результате деятельности риэлторов. Съемки в студии происходили 05 марта 2010 года с участием Вашего покорного слуги, а также депутата Госдумы РФ Галины Хованской и кинорежиссера Тиграна Кеосаяна. Собравшимся в студии представили документальный фильм о бездомных социально незащищенных гражданах, у которых мошенники отобрали жильё. Фильм сопровождался сюжетом, снятым скрытой камерой в офисе компании «БЕСТ-Недвижимость». Таким образом, невольно создаётся ощущение причастности компании к этим или такого рода сделкам.

Автор сюжета представляет компанию в негативном свете, сравнивает ее деятельность с работой «черных риэлторов», а точнее мошенников, преступников, которые лишают людей крыши над головой.

Компания «БЕСТ-Недвижимость» — один из старейших участников рынка недвижимости. Вот уже более 18 лет мы успешно помогаем людям в решении жилищных вопросов, имеем высокий уровень повторных обращений наших клиентов. Мы в числе первых создавали цивилизованный рынок недвижимости, устанавливали честные правила ведения бизнеса. Наша компания работает на рынке недвижимости Москвы и Московской области. Клиентам, принадлежащим к социально незащищенными слоям населения, ветеранам и инвалидам предоставляются скидки и льготы. Компания «БЕСТ-Недвижимость» инициировала и реализовала на собственные средства ряд социальных программ, среди которых — известный в Москве семейный праздник «Папин день». Среди лидирующих агентств недвижимости у «БЕСТ-Недвижимость» — самые демократичные цены на риэлторские услуги.
Основные принципы нашей работы: максимальная открытость, доступность и индивидуальный подход к каждому клиенту. Доверие и уважение к компании выражается в том числе в участии ведущих сотрудников компании в качестве экспертов по ключевым вопросам рынка недвижимости при освещении проблематики отрасли в средствах массовой информации.

В связи с вышеизложенным удивляет тенденциозный, однобокий подход к теме программы, подтасовка причинно-следственных связей, выбор в качестве негативного (причем, единственного) примера именно компании «БЕСТ-Недвижимость». На мой взгляд, таким образом нарушается основной принцип работы журналиста — объективность, достоверность в изложении фактов и полнота информации (ссылка как минимум на два примера или источника информации). Хорошо известно, что неполная правда — хуже лжи, поскольку элементы правды создают иллюзию правдивости. Использование скрытой камеры в данном случае тоже противоречит профессиональной этике, поскольку данный способ сбора информации может быть оправдан лишь высокой общественной значимостью и важностью для интересов общества при наличии подтверждённых фактов нарушения законности и правопорядка. До сих пор в работе компании «БЕСТ-Недвижимость» не было ни одного факта угрозы ни интересам общества, ни конкретному физическому лицу.

Считаю, что данный сюжет, и в целом — данная программа, преследуют своей целью не выяснение истины, а очернение доброго имени конкретной компании, нанесение ей ощутимого репутационного ущерба.
Такой подход характерен только для «заказных» программ, которые, на мой взгляд, не являются распространенной практикой на Вашем уважаемом телеканале.

Но, главное, распространение подобной тенденциозной, недостоверной информации вводит в заблуждение общественность, подрывает доверие к рынку профессиональных риэлторских услуг в целом. По самой сути своей профессии риэлтор, в отличие от чиновников, нотариусов и государственных регистраторов, не совершает юридически значимых действий. Он только лишь оказывает услуги, помогает участникам сделки с недвижимостью купить или продать квартиру, собрать и подготовить необходимые документы. Обвинять риэлторов в том, что в отношении того или иного человека совершаются преступные мошеннические действия — все равно что обвинять светофор в том, что некоторые водители ездят на красный свет. Убежден, что профессиональный журналист, следуя своей профессиональной этике, никогда не допустил бы подобной недобросовестной трактовки.

Не хочу прибегать к юридической терминологии и говорить о правовых последствиях, поскольку до сих пор лично я всегда конструктивно сотрудничал с прессой и ТВ, но прошу Вас разобраться в ситуации со съемками данной программы и поступить так, как принято в цивилизованном обществе: по законам этики и морали, а не по принципам «черного PR».

С уважением, Григорий Полторак.


21 марта 2010

http://www.best-realty.ru/news/in_press ... halt_id=12