Дольщики нежилых помещений оказались вне закона
Если права покупателей квартир в новостройках относительно защищены, то лица, вложившие средства в нежилой фонд, например, машино-места или офисы в новостройках, законом не защищены никак.
Дольщик крайне редко получает деньги за оплаченное нежилое помещение при банкротстве компании.
Новый закон
15 августа 2011 года вступил в силу новый закон, который полностью изменил процесс защиты пострадавших дольщиков, приобретающих нежилые помещения. Согласно новому закону, признать право собственности на оплаченное помещение дольщик не может, единственное, что допускает закон – возмещение за нежилую недвижимость денежных средств и убытков. Речь идет о Федеральном законе Российской Федерации от 12 июля 2011 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства».
Почему дольщики не могут получить право собственности?
В 2011 году Высший Арбитражный суд РФ пояснил, что дольщики вправе требовать признания за ними права собственности на нежилые помещения только при условии, что имеется разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Если дом в эксплуатацию не введен, то он должен быть зарегистрирован в органах государственной власти как объект незавершенного строительства, при этом регистрация должна быть осуществлена в собственность именно строительной компании (Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2011 № 54). В настоящее время объектов незавершенного строительства регистрируется менее 5%.
По неутешительной судебной статистике, менее 10% обманутых граждан могут вернуть ранее оплаченные средства при банкротстве компании. Таким образом, путем нехитрых математических подсчетов приходим к цифре 0,5%. То есть только 0,5% от общего количества обманутых дольщиков, оплативших нежилые помещения, могут претендовать на возмещение хоть каких-то расходов, ранее переданных строительной компании. Все остальные покупатели, а это 99,5%, останутся без денег и без оплаченных помещений.
Кому выгодно новое законодательство?
Принятие нового законодательства очень выгодно в первую очередь застройщикам. Почему? Процесс банкротства всегда сопровождается либо участием в нем «своих» компаний застройщика, либо управлением через «своего» конкурсного управляющего. Подобная деятельность в банкротстве позволяет продавать имущество с молотка в десятки, иногда в сотни раз дешевле его рыночной стоимости. Внимание: продажа осуществляется «своим» компаниям.
Получается: дольщик заплатил за будущий офис 10 000 000 рублей, застройщик получил эти средства, затем конкурсный управляющий продал данное помещение аффилированной структуре застройщика в процессе торгов конкурсного производства за 1 000 000 рублей. Следом аффилированная компания перепродала помещение уже за 15 000 000 р. Дольщик вернул себе из 10 000 000 рублей только 1 000 000, потеряв 9 000 000 рублей, а застройщик, признав себя несостоятельным, заработал на одном только дольщике 24 000 000 (9 000 000 + 15 000 000) рублей. Если офисов и машино-мест в обычной новостройке насчитывается порядка 10 и 200 соответственно, то можно посчитать, как обогащаются на обычных гражданах наши «бедные» банкротящиеся строительные компании. Изменения в законодательстве дали возможность дольщикам, оплатившим квартиры, претендовать на свои квадратные метры, но лишили такого права покупателей нежилых помещений. Почему законодатели установили столь существенные различия между приобретателями жилой и нежилой недвижимости, с какой целью это было сделано – уже целый год остается загадкой.
Фото: www.vremyan.ru
Источник: Finam.info