Большие маневры вокруг налога на недвижимость
В статье «Нам нужна другая экономика» председатель правительства и кандидат в президенты РФ Владимир Путин предложил провести «определенный налоговый маневр».
«Мы не будем увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора – это противоречит всей нашей политике диверсификации экономики, – пишет кандидат в президенты. – Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Прежде всего – то, что называется дополнительным налогом на богатство, а точнее, на престижное потребление. Основные решения должны быть приняты уже в этом году, с тем, чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов. При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса».
Алкоголь и табак исключим из «новых идей» сразу. Законопроект, предусматривающий резкое повышение ставок акцизов на табак и алкоголь был внесен в Госдуму еще в августе прошлого года. Обоснование: общее повышение цен на потребительские товары, а также учет прогнозируемого уровня инфляции на 2012-2014 годы. Не обошлось и без аргумента заботы о здоровье населения.
Здесь важно подчеркнуть, что водка и сигареты никогда не считались в России «люксовым товаром», более того, именно среди обеспеченных слоев населения быстрее всего распространяется мода на здоровый образ жизни. Больше всего пьют и курят не самые богатые и образованные. «Тема не раскрыта». Или правильнее сказать, искусственно «пристегнута к моменту».
Хуже того. По словам руководителя Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФФРА» Вадима Дробиза, на сегодняшнем рынке алкоголя легальная, нелегальная (контрафактная) и суррогатная продукция занимают примерно равные доли – по трети (34,8%,30,4%,34,8% соответственно).
Эксперт предупреждает: рынок резко уйдет в тень, доля легальной продукции к 2014 году может упасть до 25%, самый дешевый легальный крепкий алкоголь будет стоить в 7-8 раз дороже того, что на Западе предназначен для бедных слоев населения. И тогда даже относительно обеспеченный потребитель получит хорошие шансы нарваться на суррогат. Государство же никаких дополнительных поступлений в бюджет от роста акцизов не получит. Впрочем, замглавы Минфина Сергей Шаталов утверждает, что бутылка дешевой водки в 2014 году будет стоить 180 рублей или «немного больше».
Что касается табака, то здесь главной проблемой может стать разница в величине акциза внутри Таможенного союза: ставки в Белоруссии в шесть раз, а в Казахстане - в четыре раза ниже, чем в России. В ноябре прошлого года Белоруссия, правда, подняла ставки акциза на разные виды сигарет на 8,3-12,5%. Повышения акцизов на табак требуют от своего правительства и депутаты парламента Казахстана. Речь идет о 25%. Этого слишком мало. Кавалерийской атаки на алкоголь и табак не получится.
Ювелирные изделия граждане определенного уровня достатка по разным причинам предпочитают покупать не в России. То же относится к дорогим часам, бижутерии и прочим аксессуарам. Самая уважительная из причин - цены. Конечно, для кого-то смысл состоит в том, чтобы купить украшение именно в Барвиха Luxury Village. Но у многих обеспеченных граждан вместе со здоровым образом жизни в моду входит и более спокойное отношение к «цацкам» Т.е. от повышения цен и здесь проиграют не олигархи, а рядовые новобрачные. Будем надеяться, меньше выпьют на свадьбе.
Автомобили? Автомобиль – это святое, практически член семьи: «ласточка», «лошадка», «девочка». Наверное, эти прозвища и писать следует без кавычек, с прописной буквы. Что не мешает весьма обеспеченному гражданину, топ-менеджеру известной компании ездить на охоту на внедорожнике, который не был куплен в России, а был ввезен иностранной компанией («почти иностранной» – кипрской) как оборудование для ее российского офиса. Кажется, ездит по доверенности от фирмы. Конечно, можно что-то придумать и на этот счет. Но и голь на выдумки хитра.
Это не песни из серии «всё бесполезно». Это просто напоминание о том, что самые благие цели защиты потребителей, малообеспеченных, или, например, дольщиков долевого строительства одноименным законом, каким-то непостижимым образом оборачиваются ростом коррупционной составляющей, переделом собственности и появлением новых обманутых дольщиков.
Что имел в виду кандидат под сбором «рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен» тоже примерно понятно: арендные ставки по тем же бутикам, салонам, развлекательным учреждениям. Трудно сказать, по кому это больше ударит – по олигархам или владельцам этих предприятий, о которых кандидат сказал: «При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса».
И наконец, недвижимость. «Владельцы дорогих домов». Казалось бы что проще? Вот «хрущевка», пятиэтажка. А вот... тоже пятиэтажка, но «элитная». Проблема в том, что понятие «элитная» - не нормативное, а сугубо маркетинговое. Равно, как: «эконом», «комфорт», «бизнес», «премиум», «суперпремиум» со всякими дополнительными литерами и значками: «А», «В», «+», «++», да хоть десять плюсов. Нет всего этого в законах и подзаконных актах. Только в рекламе.
Себестоимость монолитно-кирпичной коробки не больше панельной, а все остальное – оснащение, облицовка, ландшафтный дизайн – добавляются позже. Что еще? «Эконом» - это «типовое» жилье, а «элитное» - «по индивидуальному проекту»? А вам шашечки или ехать? Если ехать, давайте назовем проект «типовым», который пока осуществлен в единственном экземпляре.
Остается единственный критерий, давным-давно бесспорный в профессиональном сообществе: «место, место и еще раз – место». И именно поэтому всего месяц назад, в конце декабря, министр экономического развития Эльвира Набиуллина предположила, что единый налог на недвижимость заработает не раньше, чем через пять лет.
По словам министра, к концу 2012 года удастся завершить только кадастровую оценку объектов капитального строительства. После чего, с 2013 года, 10-12 пилотных регионов смогут получить право устанавливать ставки имущественного налога исходя из рыночной оценки зданий. Это Татарстан, Башкирия, Краснодарский и Красноярский края, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Тверская области.
О том, какие их ждут трудности в условиях незавершенности земельного кадастра, сказано выше. Чтобы проводить и актуализировать рыночную оценку зданий, квартир, домов теми методами, которые используются сегодня, индивидуальными, стране потребуется миллион оценщиков. А значит, в конечном счете, решать, «сколько стоит дом», будет чиновник. Со всеми вытекающими последствиями.
Сегодня Налоговый кодекс не в полной мере отражает порядок налогообложения, и для включения в существующую систему нового единого налога на недвижимость необходимо провести целый комплекс мероприятий. Как минимум это формирование закона об оценочной деятельности, утверждение методики оценки, информационное наполнение кадастра, составление списков собственников и объектов.
«У нас долго не будет единого налога на недвижимость - это наша общая позиция: Минфина, ФНС и Минэкономразвития, - считает Набиуллина. - У нас будет отдельный налог на имущество и земельный налог. Если сейчас взять отдельно оформленные титул собственности на землю и титул собственности на здание, и заставить людей и организации все это переоформлять в отдельный документ, это будет очень сложно. Мы даже заставить зарегистрировать права собственности не можем - у нас заявительный порядок».
Отвечая на вопрос, когда все-таки два налога могут быть объединены в один, министр сказала: «Мне тяжело сделать такую оценку, но, на мой взгляд, это будет не раньше, чем через пять лет».
Сейчас уже не вызывает сомнений, что налоговые ставки будут определяться «кластерами престижности», массовой оценкой именно потенциальной стоимости земли. А здесь возникает сложнейший вопрос того, как защитить малообеспеченных граждан, которым повезло жить в этих районах. Эксперимент продолжительностью в год, скажем, для выработки понижающих коэффициентов для собственности этих граждан, может стать для них непереносимым.
Малоимущих «успокаивает» замминистра финансов РФ Сергей Шаталов: «Должна быть отработана вся система льгот и преференций, чтобы не увеличить налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения. Необходимо решить проблемы, связанные с пенсионерами, которые живут в дорогих домах или квартирах в центре крупных городов. Возможно, следует просто сказать - живите как прежде, на вас новые правила не распространяются. А вот наследники будут уже принимать решение: платить высокие налоги или переезжать в жилье подешевле».
В общем, чтобы налог «на роскошь» не вывел на улицы еще несколько сотен тысяч человек, пятилетний переходный период к рыночному налогу на недвижимость, «как во всем цивилизованном мире», кажется минимальным.
Источник: RussianRealty.ru